Как оформить самозанятого?

Евгений
9.3.2023
5
минут

Перед сотрудничеством с самозанятыми встает вопрос их оформления. Одно неверное действие – и ваш договор внезапно превратится в трудовой. По этой причине важно заранее знать про условия «найма» самозанятого. Рассмотрим ощутимые нюансы по отдельности.

Какие услуги может оказывать самозанятый?

Самозанятый может осуществлять многие виды деятельности, в частности:

  • ремонт и дизайн;
  • автосервис;
  • IT-отрасль;
  • косметология;
  • финансы;
  • юридическое консультирование.

Проще назвать сферы, в которых работа плательщика НПД ограничена. Сюда относятся:

  • перепродажа продукции не собственного производства – даже если между вами заключен договор, самозанятый имеет право перепродавать только свои товары;
  • реализация подакцизной продукции – в первую очередь это касается табака и алкоголя;
  • поручительство, комиссия и агентское обслуживание прямо запрещены;
  • добыча полезных ископаемых.

Основное правило – самозанятый не должен выступать вашим агентом, посредником или трудовым работником. Оформление классических услуг по типу ремонта, администрирования сайта или перевозок разрешено.

Что рекомендуется сделать перед заключением договора с самозанятым?

В первую очередь удостоверьтесь, что другая сторона сделки действительно обладает статусом самозанятого: запросите подтверждение у исполнителя или проверьте его статус на официальном сайте ФНС (потребуется ИНН). 

Важно: всегда проверяйте самозанятого перед непосредственной оплатой. Это поможет избежать штрафов, если вдруг исполнитель потерял статус, пока работал с вами.

Следующий момент — проверьте, соблюдает ли самозанятый ограничения по законодательству. Исключите следующие категории лиц:

  • работников по трудовому договору или лиц, с которыми у вас есть фактические трудовые отношения (выплата зарплаты, премии, график работы, штатное содержание);
  • государственных и муниципальных служащих;
  • членов товарищества;
  • бывших работников, с которыми у вас были трудовые отношения менее чем 2 года назад. 

Чаще всего проблемы возникают у компаний, которые начинают сотрудничество со своими бывшими сотрудниками. Соблюдайте промежуток в 2 года, чтобы не попасть под санкции со стороны законодательства. В противном случае налоговая служба переквалифицирует вашу сделку в трудовую — придется платить доначисленные взносы и налоги с первого дня заключения договора.

Какие документы требуются для оформления?

Важно: при оформлении самозанятого не составляйте приказ, не зачисляйте его в штат и не совершайте иные действия, которые обычно происходят при трудоустройстве в штат. 

Для оформления сотрудничества с самозанятым допустимо пользоваться практически любым гражданско-правовым договором. На практике востребованы следующие типы сделок:

  • оказание услуг;
  • выполнение работ;
  • подряд;
  • авторский заказ.

Ни в коем случае не заключайте с самозанятым агентского,  комиссионного или поручительского договора. Ваш контрагент — не посредник. Он выступает исполнителем, вы — заказчиком.

Никаких дополнительных свидетельств, как в случае с трудовым оформлением, не требуется. Но всегда подстраховывайтесь и требуйте от исполнителя подтвердить самозанятый статус.

Как оплачивать работу самозанятого?

Важно: как уже было отмечено, самозанятый — не ваш работник. Ваши отношения регулируются не трудовым законодательством, а гражданским. Это означает отсутствие заработной платы, премий, отпускных и других выплат по ТК РФ. 

Доход самозанятого — это либо вознаграждение за авторский заказ, либо оплата его услуг. 

Процедура оплаты выглядит следующим образом:

  1. Приёмка работ.
  2. Совершение платежа любым удобным способом.
  3. Просьба предоставить чек на оплату услуг (он формируется в приложении «Мой налог»).

До непосредственной оплаты попросите у самозанятого выписку из приложения «Мой налог». Кроме того, рекомендуется также запросить подтверждение статуса плательщика НПД.

Сам платеж совершается следующими способами:

  • перечислением на банковскую карту;
  • банковским переводом на счет;
  • перечислением средств на электронный кошелек.

Рекомендуется платить самозанятому в безналичной форме — так проще фиксировать денежные поступления через приложения. Но допускается и наличный расчет.

Главный закрывающий сделку документ – чек, который формируется в приложении «Мой налог». Кроме этого сервиса есть несколько вариантов выдачи чека заказчику: через банковские приложения или личный кабинет налогоплательщика.  

Какие налоги платить?

Самозанятые не находятся в штате компании-заказчика. Это означает, что бизнес не выступает налоговым агентом внештатного исполнителя. Компании, сотрудничающие с самозанятыми, полностью освобождены от каких-либо налоговых обязательств, в том числе и от уплаты НДФЛ.

Важно понимать, что если ваши отношения с внештатным исполнителем переквалифицируются в трудовые, то вы будете обязаны платить налоги и сдать отчетность за прошлое сотрудничество с «работником».

Самозанятый лично оплачивает НПД. Кроме того, он также имеет право вносить страховые взносы и «покупать» страховые баллы для будущего получения пенсии. 

Наши социальные сети
Евгений
9.3.2023
5
минут

Самозанятым

Находите задания, обменивайтесь электронными документами, получайте выплаты и оплачивайте налоги в рамках одной платформы.

Бизнесу

Находите самозанятых или добавляйте своих, взаимодействуйте с ними, производите выплаты и обменивайтесь электронными документами.