От неприятных ситуаций никто не застрахован, и расчеты с самозанятыми не всегда проходят гладко. Если в чек от внештатного исполнителя закралась ошибка, то документ аннулируется. Для бухгалтера компании, которая уже оплатила услугу, это превращается в головную боль. Рассмотрим, что делать в случае аннулирования чека.
Чек – это один из основных документов при сотрудничестве с самозанятым. Его предназначение – заявить о доходе в налоговую службу об оказании услуг для заказчика. Но чек требуется не только внештатному исполнителю, но и самой компании. Заказчик через его получение записывает оплату самозанятого в расходы, что обеспечивает правильный бухгалтерский учет. Благодаря чеку компания правильно определяет свою налоговую базу.
Документ содержит следующие сведения:
Рекомендуется детально описывать, что именно сделал внештатный исполнитель. Это защитит от недопонимания и риска переквалификации отношений в трудовые.
Чек передается заказчику не позже 9 числа следующего месяца. Налоговая рассчитает суммы налога к 12 числу и уведомит об этом самозанятого.
Важно: у самозанятого есть прямая обязанность составить чек через приложение «Мой налог». Причем — при произведении любых расчетных операций, которые связаны с получением дохода от сотрудничества с заказчиками. Допустимо оформлять документ как электронно, так и на бумажном носителе. Неисполнение обязанностей в части оформления чека — основание для привлечения к ответственности за уклонение от налогов.
Аннулирование – операция, с помощью которой документ теряет юридическую силу. Такая опция прямо предусмотрена законом. Указаны следующие основания для ее проведения:
Иными словами, аннулирование – это корректировка первоначального документа. Исправление недочетов и ошибок, допущенных при составлении. Обратите внимание, что аннулирование изначального чека – право самозанятого, но не его обязанность. Вы как заказчик сами можете попросить о корректировках, но не имеете возможности их требовать.
Аннулированный чек теряет юридическую силу и превращается в недействительный документ. Использовать его в учете невозможно, иначе это приведет к проверкам налоговых служб и штрафам.
Появляются также риски переквалификации отношений в трудовые. Аннулированный чек не фиксирует факт оплаты услуг самозанятого, а любые выплаты в отношении физического лица создают основание для налоговой проверки и последующего доначисления НДФЛ и взносов.
Последствия ждут и самозанятого, причем в его отношении предусмотрено сразу несколько санкций:
Последствия неприятны для каждой из сторон. По этой причине всегда контролируйте статус чека, чтобы избежать проверок со стороны налоговых и штрафов.
Возможны две ситуации при аннулировании:
Первый вариант предпочтительнее, потому что самозанятый не просрочит обязательства по предоставлению информации в налоговую, а компания успеет провести расчеты перед закрытием сделки. Прямо просите об этом исполнителя – это выгодно для обеих сторон отношений.
Во втором случае чек считается просроченным, что приводит к начислению пени. Помните, что в случае аннулирования и отсутствии возврата денег вы все равно имеете право зачесть сумму в расходы. Кроме того, у вас появится опция назначить в отношении нерадивого самозанятого налоговую проверку.