Статьи

Самозанятость: инструкция по применению

В 2021 году количество самозанятых — людей, которые начали работать на себя, не выходя за пределы правового поля, сравнялось с числом индивидуальных предпринимателей. Но несмотря на рост интереса к самозанятости, остаётся много вопросов и неочевидных моментов. Рассказываем, как получить статус, какой налог платить, что разрешено и запрещено делать, какие есть преимущества и, наконец, выгодно ли работать на себя.

В законодательстве понятие «самозанятость» закреплено с 1 июля 2017 года, и этот формат быстро завоевал популярность среди работников различных сфер. Самозанятым, согласно российскому законодательству, называют человека, который получает вознаграждение за труд от заказчика и платит налог на профессиональный доход.

Как стать самозанятым?

1. Установить приложение «Мой налог» на любое устройство или зайти на веб-версию сайта https://lknpd.nalog.ru/auth/login.

2. Пройти процедуру регистрации. Можно выбирать один из вариантов:

  • по паспорту
  • по ИНН
  • через портал «Госуслуги»
  • через уполномоченные мобильные банки
  • через операторов электронных площадок

Максимальный срок ожидания постановки на учёт – 6 дней.

3. Выбрать вид(ы) деятельности для работы: указывайте те варианты, где вы действительно способны оказывать компетентные услуги.

4. Прикрепить банковскую карту, с которой будут списываться налоговые вычеты. Эта же карта может быть и «доходной»: на нее можно получать деньги от выполненных проектов. Помимо карты, закон предусматривает наличные и электронные платежи, а банковская карта входит в разряд «других форм безналичных расчётов», также официально предусмотренных правилам.

5. Начать работу: после поступления денег за выполненную работу формируйте чеки в приложении «Мой налог» и предоставляйте их заказчику.

Некоторые банки предлагают открыть у себя счёт, чтобы стать самозанятым (https://npd.nalog.ru/credit-orgs/). Некоторые организации предлагают акции и бонусы для желающих работать на себя, однако сам банк никак не сможет помочь в организационных основах на первых порах: первый шаг – необходимо скачать приложение «Мой налог».

Какие налоги платят самозанятые?

Сумма налога зависит от того, кто вам платит за выполнение работы: 

  • 4% — если покупатель физическое лицо;
  • 6% — если покупатель юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Налог платится только в случае получения дохода. 

Кто может стать самозанятым?   

Здесь работают следующие ограничения: 

  1. Нельзя иметь наёмных сотрудников.
  2. Нельзя работать с бывшими работодателями. Налоговые службы в последнее время пристально следят за этим пунктом, поскольку участились случаи, когда работодатели заставляли работников увольняться из штата и устраиваться как самозанятыми из-за определённых выгод для себя.
  3. Нельзя превышать лимит дохода. На данный момент это сумма составляет 2,4 млн руб. в год. Если вы заранее понимаете, что доход будет больше, лучше сразу оформить ИП.

Кроме того, имеется запрет на перепродажу товаров, прав на имущество и прочее.

Могут ли иностранные граждане получить статус самозанятого? Отличаются ли условия?

Стать самозанятыми в России могут иностранные граждане из стран ЕАЭС. Чтобы оформить статус, необходимо:

  • получить РВП (разрешение на временное проживание) или ВНЖ (вид на жительство). Это условие не прописано в Законе, однако именно наличие одного из этих документов дает право на получение ИНН;
  • оформить ИНН (предоставить необходимые документы: заявление, РВП или ВНЖ, удостоверяющий личность документ с отметкой о регистрации на территории России; отрывную часть уведомления о прибытии или миграционную карту с данными о месте временного пребывания.
  • зарегистрировать статус самозанятого в приложении «Мой налог» или на Госуслугах.

Налогообложение для иностранных самозанятых не отличается от условий для граждан РФ: 4% — с заказчиков физических лиц, 6% — с оплат от юридических лиц и ИП. 

В августе 2022 г. было принято решение, что статус самозанятых могут получить граждане ЛНР, ДНР и Украины. При этом РВН, ВНЖ, документы на временное убежище или гражданство РФ, а также иные документы для этого не нужны. 

Может ли индивидуальный предприниматель стать самозанятым?

ИП может быть плательщиком НПД (налог на профессиональный доход), но УСН (Упрощенная система налогообложения), ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) и ПСН (Патентная система налогообложения) несовместимы с самозанятостью.

Также есть ряд других ограничений. НПД не применяется, если в сферу деятельности входит:

  • подакцизная продукция;
  • перепродажа чужих товаров, использующихся ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (исключение составляют продажи имущества);
  • работа, связанная с добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
  • наличие у потенциального самозанятого наёмных работников, состоящих с заказчиком в трудовых отношениях (но нет запрета на взаимодействие с подрядчиком для выполнения договорных заказов);
  • предпринимательская деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения/комиссии, агентских договоров (кроме предусмотренного пунктом ниже);
  • доставка товаров с приёмом (передачей) платежей за товары в интересах других лиц (кроме случаев оговорённого и действующего в рамках законодательства применения контрольно-кассовой техники);
  • годовой доход налогоплательщика превышает 2,4 млн руб.

Сложно ли отказаться от статуса самозанятого?

Процедура отказа проста:

1. Зайдите в приложение «Мой налог».

2. Нажмите на ФИО.

3. Зайдите во вкладку «Профиль», нажмите на кнопку «Сняться с учета НПД» и укажите причину снятия.

4. Нажмите кнопку «Подтверждаю».

5. Ожидайте смс на привязанный к приложению номер о снятии с учёта.

Какие минусы у статуса «самозанятый»?

Их немного, но они есть:

1. Самозанятость подходит не всем видам деятельности (выше приведены ограничения).

2. Новизна статуса «самозанятость». Не все госструктуры могут дать чёткий ответ на вопрос о статусе — безработный или нет? Например, Пенсионный фонд России не начисляет трудовой стаж самозанятым, однако они имеют право «докупить» страховые пенсионные баллы.

3. Отсутствие полного пакета закрепленных социальных гарантий — больничный и декрет не оплачиваются. Однако Министерство труда предложило с 2023 года разрешить самозанятым открывать больничные листы: при взносе 15.000 руб. в год человек, работающий на себя, сможет получить от 13.600 руб. по больничному листу — выплаты будут зависеть от трудового стажа и времени уплаты взносов. 

4. Потеря возможности получить налоговый вычет: без постоянного «платежа» в виде налога в 13% гражданин не получит компенсацию при покупке квартиры, оплате обучения или лечения.

Какие плюсы у самозанятости?

1. Несложная процедура постановки на налоговый учёт и наличие подтвержденного дохода.

2. Отсутствие бумажной волокиты в виде отчётностей и дополнительных налогов. Полная автоматизация процесса вычета — не нужно ничего высчитывать самостоятельно, только формировать чеки для точной информации по доходам.

3. Возможность совмещения самозанятости и основной работы (кроме государственных и муниципальных служащих).

4. Отсутствие необходимости предварительной профессиональной юридической подготовки и информационная поддержка от государства. Например, портал по поддержке малого и среднего бизнеса «Мой бизнес» (https://мойбизнес.рф/centers) поможет по вопросам кредитования, налогообложения и прочим.

5. Большой диапазон заказчиков и сфер, где вы можете предоставлять услуги, — от репетиторства до тату-мастера, от ремонтных работ до написания текстов.

6. Денежный бонус в виде 10 тыс. руб. при регистрации, который можно использовать для уплаты налога. Пока бонусная сумма не исчерпана, самозанятый платит пониженную ставку:

  • 3% дохода (от физ. лиц), после — 4%;
  • 4% дохода (от юр. лиц), после — 6%.

7. Отсутствие необходимости платить фиксированные страховые взносы — только в добровольном порядке.

8. Доступность льготных займов в МФО (в микрофинансовых организациях), возможность помощи банков и фондов содействия кредитованию в виде льгот, акций, скидок.

Похожие публикации

Вам понравилась предыдущая статья? Ознакомьтесь с рекомендациями.