В законодательстве понятие «самозанятость» закреплено с 1 июля 2017 года, и этот формат быстро завоевал популярность среди работников различных сфер. Самозанятым, согласно российскому законодательству, называют человека, который получает вознаграждение за труд от заказчика и платит налог на профессиональный доход.
1. Установить приложение «Мой налог» на любое устройство или зайти на веб-версию сайта https://lknpd.nalog.ru/auth/login.
2. Пройти процедуру регистрации. Можно выбирать один из вариантов:
Максимальный срок ожидания постановки на учёт – 6 дней.
3. Выбрать вид(ы) деятельности для работы: указывайте те варианты, где вы действительно способны оказывать компетентные услуги.
4. Прикрепить банковскую карту, с которой будут списываться налоговые вычеты. Эта же карта может быть и «доходной»: на нее можно получать деньги от выполненных проектов. Помимо карты, закон предусматривает наличные и электронные платежи, а банковская карта входит в разряд «других форм безналичных расчётов», также официально предусмотренных правилам.
5. Начать работу: после поступления денег за выполненную работу формируйте чеки в приложении «Мой налог» и предоставляйте их заказчику.
Некоторые банки предлагают открыть у себя счёт, чтобы стать самозанятым (https://npd.nalog.ru/credit-orgs/). Некоторые организации предлагают акции и бонусы для желающих работать на себя, однако сам банк никак не сможет помочь в организационных основах на первых порах: первый шаг – необходимо скачать приложение «Мой налог».
Сумма налога зависит от того, кто вам платит за выполнение работы:
Налог платится только в случае получения дохода.
Здесь работают следующие ограничения:
Кроме того, имеется запрет на перепродажу товаров, прав на имущество и прочее.
Стать самозанятыми в России могут иностранные граждане из стран ЕАЭС. Чтобы оформить статус, необходимо:
Налогообложение для иностранных самозанятых не отличается от условий для граждан РФ: 4% — с заказчиков физических лиц, 6% — с оплат от юридических лиц и ИП.
В августе 2022 г. было принято решение, что статус самозанятых могут получить граждане ЛНР, ДНР и Украины. При этом РВН, ВНЖ, документы на временное убежище или гражданство РФ, а также иные документы для этого не нужны.
ИП может быть плательщиком НПД (налог на профессиональный доход), но УСН (Упрощенная система налогообложения), ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) и ПСН (Патентная система налогообложения) несовместимы с самозанятостью.
Также есть ряд других ограничений. НПД не применяется, если в сферу деятельности входит:
Процедура отказа проста:
1. Зайдите в приложение «Мой налог».
2. Нажмите на ФИО.
3. Зайдите во вкладку «Профиль», нажмите на кнопку «Сняться с учета НПД» и укажите причину снятия.
4. Нажмите кнопку «Подтверждаю».
5. Ожидайте смс на привязанный к приложению номер о снятии с учёта.
Их немного, но они есть:
1. Самозанятость подходит не всем видам деятельности (выше приведены ограничения).
2. Новизна статуса «самозанятость». Не все госструктуры могут дать чёткий ответ на вопрос о статусе — безработный или нет? Например, Пенсионный фонд России не начисляет трудовой стаж самозанятым, однако они имеют право «докупить» страховые пенсионные баллы.
3. Отсутствие полного пакета закрепленных социальных гарантий — больничный и декрет не оплачиваются. Однако Министерство труда предложило с 2023 года разрешить самозанятым открывать больничные листы: при взносе 15.000 руб. в год человек, работающий на себя, сможет получить от 13.600 руб. по больничному листу — выплаты будут зависеть от трудового стажа и времени уплаты взносов.
4. Потеря возможности получить налоговый вычет: без постоянного «платежа» в виде налога в 13% гражданин не получит компенсацию при покупке квартиры, оплате обучения или лечения.
1. Несложная процедура постановки на налоговый учёт и наличие подтвержденного дохода.
2. Отсутствие бумажной волокиты в виде отчётностей и дополнительных налогов. Полная автоматизация процесса вычета — не нужно ничего высчитывать самостоятельно, только формировать чеки для точной информации по доходам.
3. Возможность совмещения самозанятости и основной работы (кроме государственных и муниципальных служащих).
4. Отсутствие необходимости предварительной профессиональной юридической подготовки и информационная поддержка от государства. Например, портал по поддержке малого и среднего бизнеса «Мой бизнес» (https://мойбизнес.рф/centers) поможет по вопросам кредитования, налогообложения и прочим.
5. Большой диапазон заказчиков и сфер, где вы можете предоставлять услуги, — от репетиторства до тату-мастера, от ремонтных работ до написания текстов.
6. Денежный бонус в виде 10 тыс. руб. при регистрации, который можно использовать для уплаты налога. Пока бонусная сумма не исчерпана, самозанятый платит пониженную ставку:
7. Отсутствие необходимости платить фиксированные страховые взносы — только в добровольном порядке.
8. Доступность льготных займов в МФО (в микрофинансовых организациях), возможность помощи банков и фондов содействия кредитованию в виде льгот, акций, скидок.