Статьи

Как составить договор с самозанятым исполнителем? + Шаблоны документов

В сентябре 2022 года количество самозанятых в России превысило 5,8 млн человек. Всё больше компаний видят плюсы в работе с самозанятыми, при этом бизнесу важно учитывать особенности и нюансы заключения договоров и прочих документов с подобными исполнителями.

Вам повезёт, если вы найдете самозанятого исполнителя, который расскажет про все особенности документооборота с ним. Чаще всего, единственная обязанность самозанятого в работе с вами — предоставление чека о поступлении денег, а все остальные вопросы — зона ответственности компании-заказчика. Расскажем, как юридически грамотно оформить все документы, чтобы исключить риски для бизнеса.  

Договор

Отношения самозанятого и заказчика регламентируются ст. 153, 154, 161, 420 ГК РФ. Это означает, что для работы с самозанятым нужно заключить договор.  

Нужно ли прописывать налоговый режим исполнителя?

Обязанности прописывать информацию о том, что исполнитель имеет статус самозанятого нет ни в ГК РФ, ни в Законе № 422-ФЗ. Но часто компании перестраховываются и прописывают данную информацию в договоре, что вполне допустимо. 

В договоре укажите главное:

  • предмет договора — работа, которую выполняет исполнитель должна носить разовый характер;  
  • срок исполнения договора;
  • ответственность за предоставление чеков и утраты статуса самозанятого — этот пункт позволит снизить ваши риски.

Порядок расчётов с самозанятым

Для расчёта вы можете выбрать любой удобный способ: оплата наличными, на банковские реквизиты, на банковскую карту или специализированные сервисы по выплатам самозанятым. 

Дополнительно в договоре пропишите:
  • стоимость услуг, работ или ссылка на заказ-наряд, где указана стоимость;
  • срок оплаты выполненных работ заказчиком.

Перед проведением оплаты проверьте через сервис налоговой статус самозанятого, чтобы не попасть на начисление НДФЛ — в случае, если исполнитель утратил статус. На платформе ЯЗАНЯТ мы проверяем статус самозанятого автоматически при проведении выплаты.

Приёмка работы

Корректно прописанный порядок приёмки работ поможет снизить риски возможных разбирательств. Обычно выполнение работ подтверждается актом. 

Вы можете использовать наш шаблон договора, если планируете заключать сделки через платформу ЯЗАНЯТ. 

Ответственность сторон, штрафы

Помимо стандартных пунктов за срывы сроков, некачественное выполнение работ и убытки, которые может понести компания, обязательно пропишите ответственность, если исполнитель: 

  • не уведомил о потере статуса самозанятого;
  • невовремя выдал чек. 

Можно ли заключить общий договор на проект или несколько услуг?

Да. Вы можете заключить общий договор, если он предусматривает выполнение различных услуг, частых выплат в рамках долгосрочного проекта. При этом для выполнения каждой конкретной услуги нужно подписать спецификацию к договору. 

В спецификации укажите:
  • наименование услуг;
  • сроки выполнения;
  • стоимость.
Для примера прикладываем наш шаблон

Подписание договора с самозанятым

Основные варианты такие: 
  • лично, если есть такая возможность. Стоимость — бесплатно;
  • удалённо обменяться подписанными сканами договора, а позже — оригиналами. Стоимость — от 100 руб.;
  • удалённо с помощью электронной подписи. Стоимость — от 30 руб. за одно подписание. Это самый удобный вариант.
Подпишите договор с самозанятым через платформу ЯЗАНЯТ - бесплатно.

Акт

Ваша бухгалтерия может запросить акт выполненных работ, но этот документ не является обязательным. Однако вы можете прописать необходимость оформления акта в договоре как подтверждение выполнения работ — в таком случае подписанный акт станет обязательным.

Делимся нашим шаблоном акта. 

Счет

У самозанятого нет обязательства выставлять счёт. Однако если он необходим бухгалтеру компании, попросите самозанятого сформировать счёт через приложение или личный кабинет сайта “Мой налог”.

Чек от самозанятого

Это основной документ, который будет являться подтверждением ваших расходов. Самозанятый формирует чек через приложение или личный кабинет сайта “Мой налог”. На платформе ЯЗАНЯТ чеки формируются автоматически и сохраняются в личном кабинете Заказчика. 

Кратко: список основных документов

  1. Договор. Без него никак. 
  2. Заказ-наряды на выполнение конкретных работ, если у вас подписан общий договор.
  3. Акт о проделанной работе. Необязательный документ, но можно вписать в договор как условие приёмки.
  4. Счет (опционально).
  5. Чек. Это главный документ, который обязан предоставить самозанятый. 

Похожие публикации

Вам понравилась предыдущая статья? Ознакомьтесь с рекомендациями.