Инструкция по расчетам с самозанятыми

Виктория
9.2.2023
5
минут

Рабочие отношения с самозанятыми подразумевают оплату, которая подтверждается документально. Рассказываем, как избежать ошибок при расчете с самозанятыми. Подробная пошаговая инструкция от сервиса «ЯЗАНЯТ».

1. Проверьте наличие статуса «Самозанятый» у исполнителя.  Отслеживайте подтвержденный статус самозанятости, т.к. в случае оплаты физическому лицу заказчик обязан удержать НДФЛ и страховые взносы.

2. Сразу определитесь со способом оплаты (наличный/ безналичный расчет).

3. Пропишите форму, сроки и условия оплаты в договоре (при условии его наличия).

При заполнении контактов в договоре укажите статус самозанятости исполнителя, ФИО самозанятого, ИНН, адрес, полные реквизиты карты банка. Детально пропишите формат взаимодействия для снижения рисков переквалификации отношений в трудовые.

4. Запросите у самозанятого счет на оплату.

Счет не является обязательным документом при работе с самозанятостью, но его наличие может упростить работу бухгалтеру. Документ  может быть сформирован самозанятым в приложении «Мой налог» или составлен самостоятельно. В шаблоне обязательно должны быть указаны: реквизиты, дата и номер счёта, наименование и ИНН организации-плательщика, список оказываемых услуг с прописанной стоимостью, сумма за оказанные услуги, подпись самозанятого. Предпочтительный формат документа: PDF.

Важно: корректно указать назначение платежа!

Формат должен быть таким: «Выплата по счёту №333. Предоплата за фотосессию». Перечислять все работы не стоит: подробно прописывайте все данные только в случае оплаты без счета. 

В случае выплаты по договору лучше обозначить факт оплаты так: «Оплата по договору № … от…» или «Оплата согласно приложению № … от… к договору № … от…».  

Вы оплачиваете труд, а не берете человека на фиксированную плату – это важно для банка и ФСН. Избегайте слов «Зарплата», «Оклад», «Премия» и т.п., иначе вас обяжут уплатить налоги.

5. Оплатите работу и получите чек, убедитесь, что он правильно заполнен.

Важно: обязательно запросите чек, независимо от способа оплаты. Помните, что в чеке должна стоять дата поступления оплаты услуг, а не дата его оформления. Чек является гарантией подтверждения оплаты услуг самозанятого и убережет вас от доначислений со стороны ФНС. 

Если после вашей просьбы до 9 числа месяца, следующего за расчетным, самозанятый не предоставил чек, то вы имеете право подать жалобу в ФНС на сайте налоговой службы.

Какой способ оплаты выбрать: безналичный и наличный расчет?

Если используете безналичный расчет, помните, что платеж с личной карты на личную карту не считается официальной оплатой услуг. Безналичный расчет возможен тремя способами: перевод на личный банковский счет, перевод с бизнес-карты плательщика на карту исполнителя, расчет через сайт исполнителя с системой платежей. Для оплаты на счёт запросите у исполнителя  реквизиты, которые включают:

1. Имя получателя;

2. Номер расчетного счета;

3. Наименование банка и его БИК;

4. Корреспондентский счёт.

Плюсы формы оплаты:

+ отсутствие необходимости поиска банкомата для снятия денег;

+ экономия времени;

+ расширенная география исполнителей, включая международные переводы.

Минусом формы оплаты можно назвать риск, что банк временно заблокирует счет из-за подозрения в мошенничестве с переводами физическому лицу, а не ИП или ООО, но блокировка легко снимается предоставлением договора об оказываемых самозанятым услугах.

При условии самостоятельного проведения расчета после оплаты  попросите у самозанятого чек из приложения «Мой налог», а вот акт составлять необязательно.  

Оплатить наличными можно без договора в случае быстрой сделки. Например, вы купили букет цветов у самозанятого. Он доставил его вам и получил вознаграждение наличными.

Плюсы формы оплаты:

+ исключается техническая ошибка при переводе денег;

+ невозможна блокировка и заморозка денег.

Минусы формы оплаты:

– потенциально большее по сравнению с безналичной формой количество времени для подготовки оплаты;

– риск забыть уведомить бухгалтерию о проведенной операции оплаты и получить чек-подтверждение;

          – не подходит для работы с исполнителями на дальнем расстоянии.

6. Проверка корректности чека

Значимая деталь завершения процесса оплаты — это правильно составленный чек. Однако нередко в чеках «закрадываются» ошибки: сумма, заказчик, ИНН организации, наименование услуги/ товара/ продукта указываются неверно. Такие недочеты повышают риск юридических претензий.

Главная проблема еще в том, что по истечении срока договора сложно аннулировать и предоставить новый чек от той же даты для бухгалтерии.

Бухгалтерии стоит отслеживать статус чека после получения: если чек спустя время самостоятельно аннулирован самозанятым, то заказчику придется оплатить дополнительные расходы. В этом случае денежный перевод будет считаться выплатой физическому лицу, а это – взносы и НДФЛ.

Соблюдая список простых и быстрых правил, вы избежите сложностей при работе с самозанятыми. Финансовые вопросы всегда вызывают страх, но при соблюдении предложенного алгоритма ошибиться практически невозможно.

Наши социальные сети
Виктория
9.2.2023
4
минут

Самозанятым

Находите задания, обменивайтесь электронными документами, получайте выплаты и оплачивайте налоги в рамках одной платформы.

Бизнесу

Находите самозанятых или добавляйте своих, взаимодействуйте с ними, производите выплаты и обменивайтесь электронными документами.