Договор с самозанятым. Правильное составление, шаблоны, описание

Анна
6.9.2023
5
минут

Как  работать с самозанятыми?


В этой статье хотим обсудить как работать современному Бизнесу с «самозанятыми».

Ведь привлечение самозанятого к выполнению работ или оказанию услуг — выгодное направление, поскольку в этом случае не нужно платить страховые взносы, а также выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ.


Для начала необходимо понять кто такие «Самозанятые».


Самозанятые – это физические лица, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания услуг (или реализации товаров) физическим лицам или юридическим лицам в установленном законом порядке, которая связана с удовлетворением личностных и общественных потребностей при самостоятельной организации собственного рабочего места и приносящей заработок или трудовой доход, и которые самостоятельно оплачивают за себя налог на профессиональный доход (НПД). 

Деятельность «самозанятых», а также порядок уплаты ими налога, переход на НПД и снятие с него, регулируется законом № 422-ФЗ от 27.11.2018.


Для работы с самозанятым нужны следующие документы:


∙ Паспорт гражданина Российской Федерации

∙ Свидетельство о наличии ИНН

∙ Справка о постановке на учет в качестве налогоплательщика НПД


Согласно п. 1 статьи 6 Закона № 422-ФЗ сотрудничество с самозанятыми возможно только на основании гражданско-правового договора. 

Существует ряд ограничений, которые влияют на перечень договоров, которые можно заключать с самозанятыми.

Ограничениями являются виды деятельности, которыми не могут заниматься самозанятые (п. 2 статьи 4 Закона № 422-ФЗ), а именно:

  1. Лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров, за исключением сахаросодержащих напитков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. Лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  3. Лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
  4. Лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
  5. Лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;
  6. Лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;
  7. Лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц;
  8. Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.


Как составить Договор с самозанятым


Специальных правил не установлено. Поэтому нужно применять те же положения, что и при оформлении сделки с обычным физлицом или ИП.

Вполне логично, что может возникнуть вопрос: «А Нужно ли включить в договор пункт о том, что контрагент имеет статус самозанятого?».

Оказывается, что этого не требует ни один нормативный акт. В том числе, это не нужно для цели освобождения выплат по договору от НДФЛ и страховых взносов. Основанием для такого освобождения является чек, выданный самозанятым (п. 8 ст. 2 и п. 1 ст. 15 Закона № 422-ФЗ). В то же время прямое указание в договоре на самозанятость исполнителя может стать дополнительной гарантией того, что у налоговиков не возникнет вопросов об удержании НДФЛ с выплат по договору. Поэтому, не лишним будет отметить, что контрагент является плательщиком НПД. 

Договор с самозанятым можно заключать на любой срок: день, месяц или год. Закон не устанавливает конкретных периодов. Главное, чтобы исполнителю хватило времени на выполнение работы или оказание услуги.

Заключение и подписание договора с плательщиком налога на профдоход также подчиняется общим правилам. Это значит, что соглашение можно оформить как в виде одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена документами с помощью почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Для того, чтобы завизировать договор удаленно, можно использовать электронную подпись или другой аналог собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Если применяется квалифицированная ЭП, то подписанные ею документы будут иметь юридическую силу на основании положений закона. В остальных случаях потребуется дополнительное соглашение сторон (ст. 6 Федерального закона от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Расторгнуть договор можно в одностороннем порядке, по соглашению сторон или через суд. При расторжении в одностороннем порядке одна из сторон обязана компенсировать другой понесенные расходы.

Если обе стороны решили прекратить сотрудничество, они оформляют письменное соглашение о расторжении. Порядок может быть прописан в договоре — тогда стороны действуют по правилам из документа.


Какие документы самозанятый должен предоставить после заключения договора


Закон № 422-ФЗ в этой части четко обозначил: самозанятый должен составить и передать чек в момент расчета, если заказчик расплатился наличными или с использованием электронного средства платежа (например, банковской картой). При иных формах расчетов — не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведен расчет (п. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ).

Самозанятый должен сформировать Чек в приложении «Мой налог». Там же самозанятый может оформить счет на оплату (письмо ФНС от 13.01.23 № ЗГ-3-20/319@). А чтобы подтвердить факт выполнения работ составляется «закрывающий» акт или другой документ.

Составлять акт можно так часто, как это необходимо исходя из специфики: если работа либо услуга разбита на этапы, акт можно подписывать после каждого выполненного этапа.


В каких случаях налоговая инспекция может оспорить договоры ГПХ с самозанятыми. Как заключать такие Договоры правильно.


Существуют два основных сценария, как налоговая может пересмотреть статус договоров гражданско-правового характера. Первый — договоры с самозанятыми могут признать договорами с физлицами без статуса. И второй, более опасный, когда такие договоры становятся трудовыми.

Чтобы проверить договор с самозанятым, ориентируйтесь на определенные точки риска, которые выделяют сами инспекторы. Если налоговики обнаружат хотя бы одну из них в вашем сотрудничестве, они могут посчитать, что вы пытаетесь подменить трудовые отношения гражданско-правовыми, и переквалифицируют договор в трудовой. 


Более подробно рассмотрим ниже в таблице:

Подводя итог можно сделать вывод, что появление такого налогового режима как налог на профессиональный доход выгоден как самим физическим лицам «самозанятым», так и современному бизнесу. 

Для бизнеса плюсы в широком спектре оказываемых услуг самозанятыми с более низким ценником, а для самих самозанятых плюсов в разы больше, например, компании чаще предлагают крупные заказы и сотрудничество не на разовой основе, а на длительных проектах, самозанятый может собрать свою команду из субподрядчиков для совместного выполнения работы и перечислять всем их часть оплаты. Каждый будет платить налоги только за себя.

Поэтому, заключая Договор с самозанятыми не нужно забывать, что данная категория контрагентов стала полноправным участником бизнес-среды и имеет свои права и обязанности на равне с другими субъектами предпринимательства.

Cайт партнера: https://pbu.su
Telegram партнера: https://t.me/taxangelmsk
Поделиться
Анна
6.9.2023
6
минут